Блог

Про тишину

Часто школа боится шума. В коридорах нельзя бегать, на уроках должно быть слышно, как падает иголка, столовая - место, где «пока я ем, я глух и нем» (немного пугающе). А если во время занятия было шумно, то все начинают волноваться: «В таком шуме нельзя сосредоточиться!», «На вашем уроке все разговаривают друг с другом!», «Во время перемены может лопнуть голова от гвалта!». 

Конечно, каждому ребенку в школе должно быть безопасно и комфортно, как и каждому педагогу. Но не стоит бояться шума. Важно научить детей вовремя останавливаться и замечать тишину.

Однажды мы с коллегами были в Финляндии. Там есть специальные уроки в коридорах, во время которых дети учатся работать в допустимом пределе шума: учатся сосредотачиваться, не отвлекаться и выполнять учебную задачу. А в шведской школе мы попали на день тишины. Это такой день в неделе, в который все стараются вести себя тихо - в столовой, в коридорах, во дворе школы. 

Для меня урок, на которым смертельно тихо, может многое рассказать об учителей и отношениях с классом. Я таких уроков немножко боюсь. Я обычно на таких сижу с ровной спиной и стараюсь поменьше дышать.

Почему шум, как и тишина, важны в школе? Кажется, что, добиваясь абсолютной тишины, учитель страдает и заставляет вокруг всех страдать. Особенно если это большие классы. Научить детей слушать тишину («давайте проверим, тикают ли часы», «послушаем, поет ли птица за окном», «сегодня вы смогли удержать тишину целых 10 минут - это прорыв», «я обязательно дождусь, когда наступит тишина, и начну говорить, верю в вас») и справляться с нагрузкой в допустимом пределе шума - задача более безопасная и реальная для всех участников процесса. 
Идея
Made on
Tilda